Контроль за деятельностью управляющей организации. Административный регламент проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

от 15.03.2013 N 580 , от 13.05.2014 N 529 , от 24.07.2017 N 1185)

В целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, для реализации положений части 1.1 статьи 165 , возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, руководствуясь статьей 5 Устава города-героя Волгограда , постановляю:

1. Утвердить Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград (прилагается).

2. Определить администрации районов Волгограда уполномоченными структурными подразделениями Волгограда на проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации .

(п. 2 в ред. постановления администрации Волгограда от 13.05.2014 N 529)

3. Комитету информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Волгограда Матасова Ю.В.

И.о. главы
администрации Волгограда
В.А.СОБАКАРЬ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

(в редакции постановлений администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580 , от 13.05.2014 N 529 , от 24.07.2017 N 1185)

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, для реализации положений части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации , возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих организаций (далее - реализация полномочий).

При реализации полномочий на проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации , уполномоченное структурное подразделение администрации Волгограда (далее - структурное подразделение администрации Волгограда) руководствуется:

Жилищным кодексом Российской Федерации ;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ;

абзац исключен. - Постановление администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185 ;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" ;

постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" ;

муниципальными правовыми актами Волгограда и иными нормативными правовыми актами, содержащими положения, регулирующие правовые отношения по реализации указанных полномочий.

К полномочиям администраций районов Волгограда относятся организация и проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на соответствующей территории района муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в соответствии с настоящим Порядком.

от 13.05.2014 N 529)

2. Основания для проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации

2.1. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации является обращение заявителя, содержащее сведения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации .

2.2. В качестве заявителей могут выступать:

собственники помещений в многоквартирном доме,

председатель совета многоквартирного дома,

органы управления товарищества собственников жилья либо органы управления жилищного кооператива или органы управления иного специализированного потребительского кооператива;

указанные в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации общественные объединения, иные некоммерческие организации.

(абзац введен постановлением администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

2.3. Субъектом внеплановой проверки выступает управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

2.4. Предметом внеплановой проверки является деятельность управляющей организации.

2.5. Целью внеплановой проверки деятельности управляющей организации является установление структурным подразделением администрации Волгограда факта исполнения либо неисполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

2.6. При принятии решения о проведении внеплановой проверки деятельности управляющей организации, структурное подразделение администрации Волгограда устанавливает обязательное наличие следующих обстоятельств:

обращения заявителя о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ;

соответствие лица, обратившегося в структурное подразделение администрации Волгограда, требованиям, указанным в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.

2.7. При наличии всех обстоятельств, указанных в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Порядка, структурное подразделение администрации Волгограда в пятидневный срок проводит проверку деятельности управляющей организации.

3. Проведение внеплановой проверки деятельности управляющей организации

3.1. Проведение внеплановой проверки включает в себя следующие процедуры:

прием и учет обращений;

организация внеплановой проверки;

проведение внеплановой проверки;

оформление результатов внеплановой проверки.

3.2. В процессе организации проведения внеплановой проверки структурное подразделение администрации Волгограда осуществляет следующие мероприятия:

установление наименования и места нахождения управляющей организации (субъекта внеплановой проверки), осуществляющей управление многоквартирным домом;

определение обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе проведения внеплановой проверки;

подготовка приказа (распоряжения) структурного подразделения администрации Волгограда о проведении внеплановой проверки. В приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки указываются:

наименование структурного подразделения администрации Волгограда;

фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение внеплановой проверки, а также привлекаемых к проведению внеплановой проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, внеплановая проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

цели, задачи, предмет внеплановой проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения внеплановой проверки, в том числе подлежащие внеплановой проверке обязательные требования;

сроки проведения внеплановой проверки;

перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой проверки;

даты начала и окончания проведения внеплановой проверки.

(в ред. постановления администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580)

3.3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.4. Утратил силу. - Постановление администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580 .

3.5. При проведении внеплановой документарной проверки структурное подразделение администрации Волгограда осуществляет анализ следующих документов:

договора управления многоквартирным домом (с приложениями);

протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества собственников жилья) по вопросам, относящимся к предмету внеплановой проверки, в том числе утверждения условий договора управления многоквартирным домом, перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

технической документации на многоквартирный дом;

актов ежегодных осмотров общего имущества в многоквартирном доме;

первичных документов, подтверждающих факт исполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

3.6. В ходе проведения выездной внеплановой проверки структурное подразделение администрации Волгограда проводит осмотр и обследование территории и расположенных на ней многоквартирных домов, помещений общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилых помещений в многоквартирных домах - жилых помещений, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю и выполняет иные действия в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

3.7. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить деятельность управляющей организации по выполнению обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации , без проведения выездной внеплановой проверки.

(п. 3.7 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

3.8. В ходе проведения внеплановой проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:

3.8.1. Объем обязательств, принятых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом.

3.8.2. Периодичность и (или) сроки оказания услуг и выполнения управляющей организацией работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3.8.3. Надлежащее оказание коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

3.8.4. Надлежащее осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В случае если предметом обращения является невыполнение управляющей организацией обязательств, охватываемых понятием "иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности", необходимо установить конкретные виды обязательств, подлежащих выполнению управляющей организацией.

3.8.5. Факт выполнения или невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

3.9. Результаты внеплановой проверки оформляются актом внеплановой проверки деятельности управляющей организации по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - акт внеплановой проверки), составленным в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов Волгограда.

В акте внеплановой проверки должен содержаться вывод о наличии либо отсутствии выявленного структурным подразделением администрации Волгограда факта невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

Акт внеплановой проверки оформляется в течение трех дней после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта внеплановой проверки, хранящемуся в структурном подразделении администрации Волгограда.

3.10. По итогам внеплановой проверки в случае наличия в действиях (бездействии) управляющей организации признаков состава правонарушения, принятие мер по которому выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, структурное подразделение администрации Волгограда направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы, иные контрольно-надзорные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией.

4. Созыв собрания собственников многоквартирного дома

4.1. В случае если по результатам внеплановой проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации Волгограда не позднее чем через пятнадцать дней со дня обращения, указанного в пункте 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

(в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.2. При созыве собрания собственников помещений в многоквартирном доме структурное подразделение администрации Волгограда руководствуется порядком, установленным частями 4, 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации .

4.3. Структурное подразделение администрации Волгограда доводит до сведения собственников помещений в многоквартирном доме решение общего собрания собственников помещений данного дома и итоги голосования по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Решение и протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления размещается структурным подразделением администрации Волгограда в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

(п. 4.3 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.4. Копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления направляются структурным подразделением администрации Волгограда в управляющую организацию не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

(п. 4.4 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.5. Порядок изменения способа управления многоквартирным домом, выбора новой управляющей организации, расторжения договора управления многоквартирным домом регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

4.6. В случае если по результатам внеплановой проверки не выявлено невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации Волгограда письменно уведомляет заявителя, указанного в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления в структурное подразделение администрации Волгограда обращения о проведении внеплановой проверки.

Приложение

к Порядку проведения
внеплановых проверок
деятельности управляющих
организаций, осуществляющих
управление многоквартирными
домами на территории
муниципального образования
городской округ город-герой
Волгоград, утвержденному
постановлением
администрации Волгограда
от 15 ноября 2012 года N 3135


(наименование структурного подразделения администрации Волгограда)
______________________________ "__" ________________ 20__ г.
(место составления акта) (дата составления акта)

________________________
(время составления акта)

АКТ внеплановой проверки деятельности управляющей организации

N __________по адресу (адресам):
__________________
(место проведения внеплановой проверки)
___________________________________________________________________________

На основании __________________________________________________________
(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)
была проведена проверка в отношении _______________________________________
(наименование юридического лица, фамилия,
имя, отчество

(последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя)
Дата и время проведения внеплановой проверки:

Продолжительность ______.

"__" ________________ 20__ г. с ____ час. ____ мин. до _____ час. ____ мин.
Продолжительность ______.

Общая продолжительность внеплановой проверки _________________________.
(рабочих дней/часов)
Акт составлен ________________________________________________________.
(наименование структурного подразделения администрации
Волгограда)
С копией распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки

ознакомлен(-ы): ___________________________________________________________
(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)
__________________________________________________________________________.
Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании
проведения внеплановой проверки: _________________________________________.
(заполняется в случае необходимости
согласования проверки с органами
прокуратуры)
Лицо(-а), проводившее(-ие) проверку: __________________________________
(фамилия, имя, отчество
(последнее - при наличии),
___________________________________________________________________________
должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(-их) проверку;
в случае привлечения к участию
__________________________________________________________________________.
в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена,
отчества (последнее - при наличии), должности экспертов и/или наименования
экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации
и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство)
При проведении внеплановой проверки присутствовали: ___________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность руководителя,
иного должностного лица (должностных
__________________________________________________________________________.
лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного
представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного
представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки
члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении
мероприятий по проверке)

В ходе проведения внеплановой проверки:
выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления
многоквартирным домом, выразившееся в следующем: __________________________
___________________________________________________________________________
(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения, положений
(нормативных) правовых актов)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
нарушений не выявлено _____________________________________________________
__________________________________________________________________________.

Запись в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального

органами муниципального контроля внесена (заполняется при проведении
выездной проверки):


юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального
предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля, отсутствует (заполняется при проведении
выездной проверки):
_______________________ ______________________________________
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)

Прилагаемые к акту документы: _________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

Подписи лиц, проводивших проверку: ____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

С актом внеплановой проверки ознакомлен(-а), копию акта со всеми
приложениями получил(-а): _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии),
должность руководителя,
__________________________________________________________________________.
иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического
лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)
"__" ________________ 20__ г. ________________
(подпись)
Пометка об отказе ознакомления с актом внеплановой проверки ___________
__________________________________________________________________________.
(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего(-их)
проверку)

Утверждён

Распоряжением администрации

МО ГО «Новая Земля»

3.6. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами МО ГО «Новая Земля», без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

3.7. В ходе проведения внеплановой проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:

3.7.1. Объем обязательств, принятых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом.

3.7.2. Периодичность и (или) сроки оказания услуг и выполнения управляющей организацией работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3.7.3. Надлежащее оказание коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

3.7.4. Надлежащее осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В случае если предметом обращения является невыполнение управляющей организацией обязательств, охватываемых понятием "иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности", необходимо установить конкретные виды обязательств, подлежащих выполнению управляющей организацией.

3.7.5. Факт выполнения или невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

3.8. Результаты внеплановой проверки оформляются актом внеплановой проверки деятельности управляющей организации по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - акт внеплановой проверки), составленным в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов МО ГО «Новая Земля».

В акте внеплановой проверки должен содержаться вывод о наличии либо отсутствии выявленного структурным подразделением администрации МО ГО «Новая Земля» факта невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

Акт внеплановой проверки оформляется в течение трех дней после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта внеплановой проверки, хранящемуся в структурном подразделении администрации МО ГО «Новая Земля».

3.9. По итогам внеплановой проверки в случае наличия в действиях (бездействии) управляющей организации признаков состава правонарушения, принятие мер по которому выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, структурное подразделение администрации МО ГО «Новая Земля» направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы , иные контрольно-надзорные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией.

4. Созыв собрания собственников многоквартирного дома

4.1. В случае если по результатам внеплановой проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации МО ГО «Новая Земля» не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

4.2. При созыве собрания собственников помещений в многоквартирном доме структурное подразделение администрации МО ГО «Новая Земля» руководствуется порядком, установленным частями 4, 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.3. Решение собственников помещений по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления данным домом доводится до сведения собственников помещений в данном доме структурным подразделением администрации МО ГО «Новая Земля» путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через пять дней со дня созыва собрания собственников помещений в данном доме для решения указанных вопросов.

4.4. Решение собственников помещений по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления данным домом доводится до сведения управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом, структурным подразделением администрации МО ГО «Новая Земля» путем направления соответствующего письменного сообщения не позднее чем через пять дней со дня созыва собрания собственников помещений в данном доме для решения указанных вопросов.

4.5. Порядок изменения способа управления многоквартирным домом, выбора новой управляющей организации, расторжения договора управления многоквартирным домом регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

4.6. В случае если по результатам внеплановой проверки не выявлено невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации МО ГО «Новая Земля» письменно уведомляет заявителя, указанного в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления в структурное подразделение администрации МО ГО «Новая Земля» обращения о проведении внеплановой проверки.

Приложение к Порядку проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ МО ГО «Новая Земля»

Форма

______________________________ "__" ________________ 20__ г.

(место составления акта) (дата составления акта)

________________________

(время составления акта)

внеплановой проверки деятельности управляющей организации

№__________

по адресу (адресам): _______________________________________________

(место проведения внеплановой проверки)

На основании _____________________________________________________

(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)

была проведена проверка в отношении ________________________________

(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя)

Дата и время проведения внеплановой проверки:

Продолжительность ______.

"__" _______________ 20__ г. с ____ час. ____ мин. до _____ час. ____ мин.

Продолжительность ______.

Общая продолжительность внеплановой проверки ______________________.

(рабочих дней/часов)

Акт составлен ____________________________________________________.

(наименование структурного подразделения администрации МО ГО «Новая Земля»)

С копией распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки ознакомлен(-ы):

_____

(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)

Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения внеплановой проверки:

________________________________________________________________.

(заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры)

Лицо(-а), проводившее(-ие) проверку: ________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(-их) проверку; в случае привлечения к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии), должности экспертов и/или наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство)

При проведении внеплановой проверки присутствовали:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении мероприятий по проверке)

В ходе проведения внеплановой проверки:

выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, выразившееся в следующем:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения, положений (нормативных) правовых актов)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________,

нарушений не выявлено __________________________________________

______________________________________________________________.

Запись в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внесена (заполняется при проведении выездной проверки):

___________________ ___________________________________

юридического лица, индивидуального

предпринимателя, его уполномоченного

представителя)

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует (заполняется при проведении выездной проверки):

_________________ ___________________________________

(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя

юридического лица, индивидуального

предпринимателя, его уполномоченного

представителя)

Прилагаемые к акту документы: _________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

Подписи лиц, проводивших проверку: ____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

С актом внеплановой проверки ознакомлен(-а), копию акта со всеми приложениями получил(-а):

___________________________________________________________

___________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)

"__" ________________ 20__ г. ________________

(подпись)

Пометка об отказе ознакомления с актом внеплановой проверки

___________________________________________________________.

(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего(-их) проверку)

Существует ошибочное мнение, что собственники помещений вправе контролировать, как и на что управляющая организация тратит средства, поступившие ей от собственников помещений в качестве платы по договору управления многоквартирным домом. Это не так.

Жилищный кодекс установил, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Из этой нормы закона следует, что отношения сторон договора управления строятся также как любые отношения на рынке товаров, работ и услуг. Собственники помещений в доме заказывают управляющей организации выполнить определенный, согласованный сторонами, перечень работ и услуг и обязуются заплатить за них установленную в договоре плату. Управляющая организация обязуется выполнить заказанный перечень работ и услуг и предоставить коммунальные услуги. Соответственно, собственники помещений в многоквартирном доме и совет МКД, как избранный орган собственников помещений, вправе и должны контролировать:

  1. выполняются ли все работы, предоставляются ли все услуги, указанные в перечне работ и услуг договора управления многоквартирным домом;
  2. соблюдаются ли периодичность и сроки выполнения работ, оказания услуг;
  3. выполняются ли работы в полном объеме (если показатели объема установлены в договоре);
  4. соответствует ли качество работ и услуг показателям, установленным договором.

В отношении качества работ и услуг необходимо иметь в виду, что параметры качества коммунальных услуг установлены Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Поэтому осуществлять контроль за качеством коммунальных услуг достаточно просто. Параметры качества работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества законодательно не установлены. Поэтому при осуществлении контроля можно руководствоваться только параметрами качества, которые указаны в договоре управления в отношении каждой из заказанных услуг и работ. Если учесть требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, о которых говорилось ранее, то показателем качества услуги или работы управляющей организации можно считать достижение результата выполнения данной работы (оказания услуги). Поэтому очень важно добиваться от управляющей организации, чтобы она для каждой заказываемой собственниками помещений работы или услуги указала, какой результат должен быть достигнут при надлежащем выполнении данной работы или услуги. И обязательно включить описание достигаемого результата каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг по договору, в текст договора.

Совету дома можно и нужно контролировать выполнение услуг и работ, указанных в перечне договора управления многоквартирным домом, их качество, периодичность, сроки. Контроль за расходованием управляющей организацией средств, поступивших в качестве платы по договору управления, не предусмотрен действующим законодательством.

Ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса

Как можно контролировать выполнение услуг и работ и как часто это делать

При обнаружении советом дома факта (фактов) неисполнения управляющей организаций обязательств по договору управления он может предпринять следующие действия:

  1. Оформить акт о нарушении управляющей организацией своих обязательств по договору управления в отношении выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в котором указать в чем именно состоит нарушение (нарушения), и направить управляющей организации письменное требование об устранении нарушений до указанного срока и (или) изменении размера платы за содержание общего имущества. При обнаружении факта предоставления коммунальной услуги (услуг) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителям в доме - инициировать проверку и оформление акта, далее - проверить уменьшение управляющей организацией размера платы за коммунальную услугу (услуги).
  2. В случае если управляющая организаций не реагирует на требования совета МКД и не устраняет выявленные нарушения выполнения договорных обязательств, что приводит к ухудшению состояния многоквартирного дома, условий проживания в нем, или не предоставляет информацию в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации, совет дома может обратиться в орган государственного жилищного надзора.
  3. Председатель совет дома может обратиться в орган местного самоуправления о невыполнении управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.
  4. В случае если управляющая организация систематически нарушает условия договора управления, собственники помещений в доме не удовлетворены результатами ее работы по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома и хотят отказаться от ее услуг, совет дома предпринимает шаги по одностороннему отказу собственников помещений от исполнения договора управления

У каждого из приведенных вариантов действий совета дома свои основания и разные последствия.

Порядок установления факта неисполнения услуги или работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества или нарушения качества, срока, периодичности и оформления соответствующего акта необходимо отразить в договоре управления многоквартирным домом. В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, а собственники помещений (совет МКД) вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организации. При этом совету дома рекомендуется до предъявления требования об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества рассмотреть такие вопросы как: могут ли невыполненные услуги или работы быть выполнены в более позднее время, не является ли причиной невыполнения услуг или работ действия управляющей организации по устранению угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждению ущерба имуществу, или неисполнение собственниками помещений обязательств по оплате услуг и работ управляющей организации. Совету дома рекомендуется при приятии решения о требовании изменить размер платы за содержание и ремонт руководствоваться принципом: главная задача собственников помещений не в том, чтобы уменьшить размер платы управляющей организации, а том, чтобы все необходимые (заказанные и оплаченные) услуги и работы для надлежащего содержания общего имущества были выполнены.

В отношении нарушений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, поскольку некачественные или не предоставленные коммунальные услуги невозможно компенсировать иначе как путем снижения (перерасчета) размера платы, совету дома необходимо применять Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Этими правилами установлены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при их ненадлежащем качестве и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В случае если управляющая организация реагирует на обращения (требования) совета дома, устраняет допущенные нарушения и производит перерасчеты размера платы, а далее налаживает нормальное взаимодействие с советом МКД, собственники помещений и управляющая организация продолжают исполнять договор управления. Если управляющая организация не реагирует на требования совета дома, совету необходимо продолжать оформлять акты о нарушении управляющей организацией обязательств по договору управления и посылать ей очередные требования. А также оформлять акты о неисполнении управляющей организацией требований совета многоквартирного дома. Все эти документы понадобятся, если собственники помещений для осуществления следующих шагов совета по прекращению договорных отношений с данной управляющей организацией.

При обращении совета дома в орган государственного жилищного надзора (рекомендуется подписать это обращение членам совета как гражданам - собственникам помещений в доме) орган государственного жилищного надзора должен провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации. Если проверка установит факты нарушений управляющей организацией требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, управляющей организации будет выдано предписание об устранении нарушений. Кроме того, орган государственного жилищного надзора может наложить на управляющую организацию и ее руководителя штраф (штрафы) и применить другие меры административного воздействия.

При обращении председателя совета МКД в орган местного самоуправления о невыполнении управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом орган местного самоуправления в пятидневный срок должен провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если проверка подтвердит невыполнение управляющей организацией обязательств, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня обращения председателя совета дома должен созвать общее собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом.

Совету дома необходимо иметь в виду, что принятие общим собранием, созванным органом местного самоуправления по результатам проверки управляющей организации, решений о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом требует серьезной подготовки (поиска новой управляющей организации, обсуждения с ней условий нового договора управления, подготовки устава ТСЖ и т.д.). Если такая подготовка советом дома не была проведена до обращения в орган местного самоуправления, трудно ожидать принятия взвешенных решений на общем собрании, а при расторжении договора с управляющей организацией существует риск, что дом может остаться на какой-то период без управления. Поэтому рекомендуется до обращения председателя совета МКД в орган местного самоуправления подготовить возможные варианты решений по управлению многоквартирным домом после расторжения договора управления с управляющей организацией. Кроме того, если у собственников помещений действительно возникло твердое намерение прекратить отношения со своей управляющей организацией, потому что она систематически не выполняет условий договора управления, и выбрать новую управляющую организацию или создать товарищество собственников жилья, они могут воспользоваться своим правом в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Что рекомендуется сделать совету МКД для подготовки одностороннего отказа собственников помещений от договора управления многоквартирным домом и заключения договора управления с новой управляющей организацией? Предпринять следующие шаги:

Таблица. Действия совета дома по смене управляющей организации

Действия совета МКД Сроки
Шаг 1.

Обеспечить правомерность решения об одностороннем отказе от договора управления:

  • Надлежащим образом неоднократно оформлять акты о серьезных нарушениях управляющей организацией условий договора управления, а также документы о том, что управляющая организация не устранила нарушения по требованию совета МКД
  • Убедиться, что собственники помещений не удовлетворены работой управляющей организации и хотят отказаться от ее услуг (провести опрос)
Не менее чем за 90 дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 2.

Подготовить предложение по новой управляющей организации и условиям нового договора управления домом

  • Собрать информацию об управляющих организациях в городе, перечне их услуг и работ, цене услуг, отзывах потребителей
  • Составить список наиболее подходящих управляющих организаций и послать им запрос на предложение услуг по управлению домом и условий договора управления
  • Провести оценку предложений управляющих организаций и выбрать самое подходящее предложение
  • Провести переговоры с потенциальной управляющей организацией по условиям договора управления
  • Подготовить информацию для собственников помещений о предложениях управляющих организаций, результатах переговоров и заключение по проекту договора управления
Не менее чем за 60 дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 3.

Организовать и провести общее собрание собственников помещений для принятия решений:

    об одностороннем отказе от исполнения договора управления в связи с неисполнением управляющей организацией своих обязательств по договору;

    о выборе новой управляющей организации;

    об утверждении условий нового договора управления многоквартирным домом (об утверждении проекта договора управления);

    о поручении совету МКД осуществить необходимые действия для реализации принятых решений

не менее чем за 30 (а лучше за 45) дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 4.

Взаимодействие с прежней и новой управляющей организацией в процессе прекращения договора управления и заключения нового договора управления:

    уведомление управляющей организации о решении общего собрания об одностороннем отказе собственников помещений от исполнения договора управления, с какой даты такой отказ вступает в силу, какому лицу надлежит передать техническую документацию и иные документы, связанные с управлением домом;

    уведомление новой управляющей организации о выборе ее общим собранием собственников помещений

    для управления многоквартирным домом, об утверждении условий договора управления и даты, с

    которой договор управления должен вступить в силу;

    присутствие при передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, прежней управляющей организацией вновь выбранной управляющей организации;

    содействие новой управляющей организации в заключении договора управления с собственниками помещений (который вступает в силу на следующий день после прекращения действия прежнего договора управления многоквартирным домом);

    содействие новой управляющей организации в заключении договоров ресурсоснабжения

Не менее чем за 30 дней до дня прекращения договора управления в одностороннем порядке

За 30 дней до прекращения договора управления

Сроки, указанные в таблице, расположенной выше, предлагаются на основании опытной оценки затрат времени на осуществление необходимых действий, а также требования законодательства о том, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

При смене управляющей организации для исключения риска перерыва в содержании общего имущества и предоставлении коммунальных услуг совету многоквартирного дома необходимо заранее подготовить предложение по новой управляющей организации и условиям нового договора управления многоквартирным домом.

Утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491
см. разделы IX и X Правил предоставления коммунальных услуг
см. ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса
см. ст. 6.4, ст.7.22, ст. 7.23 и ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
см. ч.1.1 ст. 165 Жилищного кодекса
см. ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса
см. ч.10 ст. 162 Жилищного кодекса

Действия совета дома при неисполнении управляющей организацией своих обязательств по договору

Управляющая организация управляет домом в соответствии с договором управления, который заключили с ней собственники помещений в многоквартирном доме. У совета МКД нет никаких отдельных договорных отношений с управляющей организацией. Поэтому совет дома, осуществляя контроль за выполнением управляющей организацией работ и оказанием услуг, действует как представитель собственников помещений в рамках договора управления многоквартирным домом. Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом. Если установленный ранее заключенным договором порядок не позволяет совету дома осуществлять эффективный контроль, необходимо внести предложение общему собранию собственников помещений по внесению необходимых изменений в договор управления в отношении порядка осуществления контроля советом МКД и согласовать эти изменения с управляющей организацией.

Способами осуществления контроля советом дома могут быть:

  1. присутствие членов совета МКД при выполнении отдельных работ или услуг;
  2. ознакомление с содержанием технической документации на многоквартирный дом, которую ведет управляющая организация и в которой отражаются факты выполнения работ и услуг, их качество (журналы технического обслуживания и санитарного содержания общего имущества; акты приемки работ подрядчиков и др.);
  3. документарные проверки, в том числе, например, проверки:

Проведенных перерасчетов по оплате коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (при установлении фактов непредоставления услуг (невыполнения работ) или нарушениях их качества);

Условий заключенных управляющей организацией от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), полученных управляющей организацией доходов по таким договорам, расходования этих доходов в соответствии с решением общего собрания;

4. проведение регулярных (один раз в месяц, квартал, др.) встреч с уполномоченным представителем управляющей организации для рассмотрения отчета управляющей организации об исполнении плана работ по содержанию и ремонту общего имущества, других обязательств по договору.

Осуществление контроля не должно создавать необоснованных трудностей ни для членов совета дома, ни для управляющей организации. Например, излишним выглядит обязательное приемка и подписание председателем совета дома акта о выполнении каждой из постоянно выполняемых работ по санитарному содержанию подъезда или земельного участка, ежемесячного осмотра инженерных коммуникаций в подвале. Вполне достаточно, если сотрудник управляющей организации, завершив работу, опустит в почтовый ящик председателя совета МКД подписанную исполнителем копию наряда на работу (или другой документ, принятый в управляющей организации), в котором указаны дата выполнения работы, во сколько она начата и закончена, что конкретно сделано. Результаты работы обычно легко увидеть. Если у председателя совета дома, членов совета есть замечания или они получили какие-то негативные отзывы собственников помещений, их можно вписать в документ, оставленный работником управляющей организации. Мелкие замечания затем можно обобщить в месячном акте сдачи-приемки работ по договору управления. В месячном акте можно также указывать нарушения периодичности выполнения регулярных работ и услуг (это относится, главным образом, к санитарному содержанию общего имущества).

В случае крупных нарушений, обнаружения дефектов после завершения выполнения ремонтных работ, перерывов в предоставлении коммунальных услуг необходимо как можно быстрее составлять акты о нарушении нормативов качества, периодичности или сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Согласно Жилищному кодексу, подписывает такие акты председатель совета дома, но желательно не ограничиваться одной подписью, чтобы кто-то из членов совета также подписал акт.

Рассмотрение отчетов управляющей организации об исполнении обязательств по договору управления - эффективный способ контроля. В договоре надо установить, как часто управляющая организация представляет отчет - только один раз в год или также промежуточные отчеты - полугодовой, квартальные или месячные отчеты.

Объем сведений, предоставляемых управляющей организацией в годовом отчете по исполнению договора управления, установлен Стандартом раскрытия информации. Сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, должны содержать:

  • план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
  • сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Кроме установленных законодательством сведений, договором можно определить, что годовой отчет управляющей организации также включает, например, такие сведения:

  • о количестве заявлений (жалоб) собственников помещений в многоквартирном доме и принятых мерах по устранению указанных в них недостатков;
  • о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, включая список собственников (и нанимателей) помещений, несвоевременно и (или) не полностью вносящих плату за жилое помещение и коммунальные услуги, о принятых мерах по повышению собираемости платежей и результатах принятых мер;
  • об объеме доходов, полученных управляющей организацией по договорам об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), направлении расходования этих доходов.

Объем сведений в полугодовом, квартальном или месячном отчете управляющей организации и срок предоставления отчетов необходимо установить в договоре управления.

В договоре надо также определить форму предоставления управляющей организацией отчетов. Желательно, чтобы отчеты представлялись в письменной форме в количестве экземпляров, равных числу подъездов в многоквартирном доме для размещения на информационных стендах (досках объявлений) в каждом подъезде, и один дополнительный экземпляр для совета дома. Совету дома рекомендуется размещать свои заключения по промежуточным отчетам управляющей организации на информационных стендах в подъездах дома в срок не позже 1-3 дней после размещения там отчета управляющей организации. А заключение совета дома по годовому отчету управляющей организации необходимо представить собственникам помещений не позднее 10 дней до рассмотрения отчета общим собранием собственников помещений, то есть одновременно с объявлением о созыве годового общего собрания собственников помещений в доме.

Способы, периодичность контроля исполнения управляющей организацией условий договора управления со стороны совета многоквартирного дома должны быть установлены договором управления.

См. ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса
см. п. 11 «б» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
Согласно Федеральному закону от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 5), согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, когда обработка персональных данных необходима управляющим организациям, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги. Под обработкой персональных данных понимается в том числе «использование и распространение (в том числе передача) персональных данных» (см. ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»)

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ , то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок , который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.



Поделиться